Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

28.11.2019 14:49 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПОД МАСКОЙ МЕЛЬПОМЕНЫ

Александр Чернуха

2019-й год, объявленный в России Годом театра, подходит к концу, но работа на театральных подмостках районного Дома культуры не останавливается ни на минуту. Ежедневно в руках умелого мастера, художественного руководителя Колосовского Дома культуры и режиссёра-постановщика по профессии Александра Петровича Чернухи рождаются новые театральные образы, которые проживут свою пусть маленькую, но яркую жизнь под светом рамп и софитов.

Хлеба и зрелищ

Каждый концертный номер проходит множество трансформаций, прежде чем будет представлен на суд зрителя. Каждый взгляд, мимика, проходка по сцене и подача образа отточены до нужного уровня, потому что за всеми этими, казалось бы, мелочами стоит неимоверная работа художественного руководителя Колосовского Дома культуры Александра Петровича Чернухи.

- Режиссёр, как правило, всегда остаётся в тени. Лично я не особо люблю рассказывать о своей работе, так как считаю, что дело, которым я занимаюсь вместе со своими коллегами, может оценить только зритель. А лучшая награда для любого артиста, не важно: солиста, хореографа или руководителя ансамбля – это громкие аплодисменты. Каждый из работников Дома культуры делает то, что должен делать, главное, чтобы концерт нравился сидящим в зале колосовцам, — рассказал о своей работе художественный руководитель Колосовского Дома культуры Александр Петрович Чернуха.

По нотам до ВСГИКа

Самым ярким событием для человека искусства Александра Чернухи стало время с 1963 по 1973 год. Будучи мальчишкой, Саша стал находить в себе артистические задатки и чувствовал тягу к искусству. Он стал вокалистом в народном ансамбле «Метелица».

Дальше армия. Разлука с творчеством только пробуждала в простом пареньке всё больший интерес к музыке. Вернувшись домой, Александр Чернуха поступил в Омское культпросветучилище на дирижёрско-хоровое отделение, в котором попутно занимался конферансом. Стало понятно, что сцена – это его жизнь! Преданность творческому делу помогали Александру профессионально расти. Но среди песенного искусства педагоги училища разглядели в пареньке большее.

- Ко мне подошла мой педагог Ирина Константиновна Спирина и сказала: «Чернуха, тебе надо учиться на режиссёра! Если не поступишь, вернёшься, и я тебя возьму обратно, чтобы ты мог учиться дальше», — рассказывает Александр Петрович. — Я всегда считал, что режиссёры – это очень умные люди, которые учатся исключительно в институтах, и считал эту профессию не в зоне моей творческой досягаемости. Но педагог настояла на своём и лично забрала документы из училища, считая, что я могу добиться большего на творческом поприще.

Первые дни пребывания во ВСГИКе в городе Улан-Удэ стали для молодого человека совершенно новым и неизведанным миром.

- Когда я приехал туда, был немного шокирован, думал: куда я попал? – продолжил Александр Петрович, — все говорили о Станиславском, о Мирхольде, о сверхзадаче. Казалось, что я попал из деревни в какую-то параллельную реальность.

Отбросив свое смущение, будущий студент режиссёрского отделения прочитал подготовленное стихотворение и рассказал басню пред взором строгой комиссии. После чего Александра Чернуху попросили блеснуть вокалом и показать хореографические данные. Запыхавшись и волнуясь, парень продемонстрировал свои творческие способности и в итоге был зачислен в ряды будущих режиссёров.

Увлечение учёбой и самоотдача помогли Александру Петровичу на третьем курсе заняться преподавательской деятельностью в Усть-Каменогорском культпросветучилище, где студент уже сам обучал ребят режиссёрскому ремеслу.

А началось всё

с «Тюбика»

В 1987 году, получив долгожданный диплом режиссёра-постановщика театральных представлений, Александр Чернуха переехал жить в село Бабеш Шербакульского района.

Создание агиттеатра под названием «Тюбик» стало основой будущих свершений на театральных подмостках. В маленький театральный коллектив в основном входили дети. Вместе с юными артистами дипломированный режиссёр в течение всего двух недель подготовил театральную зарисовку к одному из широкомасштабных мероприятий. Каково было удивление ребят, когда постановка, в которой они приняли участие, заняла первое место на районном уровне. Уже тогда стало понятным, что юный творческий коллектив ждёт великое будущее.

«Тюбик» завоёвывал всё больше зрительских сердец во множестве городов, привозя с собой новые награды.

Таким образом, детский коллектив стал лауреатом Всероссийских и Всесоюзных конкурсов и дипломантами ВДНХ. А ведь за этим маленьким театром стояли неиссякаемый профессионализм и широкая душа режиссёра-постановщика Александра Чернухи.

От роли до гастролей

В 1990-х годах Александр Петрович переехал жить в Омский район, в с. Дружино. Работал в Омском театре «Галёрка», после трудился на театральных подмостках Государственного театра народного творчества. Многочасовые репетиции, десятки страниц сценариев, образы и маски – работы на творческом поприще всегда хватает с лихвой.

Ни один праздник: «Королева спорта» или «Праздник Севера» не обходились без тщательно продуманного сценария и режиссерской работы. На пару со своим соратником по профессии и лучшим другом Валерием Конаковым Александр Чернуха готовил праздничные мероприятия, которые становились культовыми.

- В нашей профессии работы всегда более чем достаточно. Всегда в подобных мероприятиях задействована масса людей. Всё необходимо выстроить, каждому показать, рассказать — на это уходило много времени. Проводить большие праздники приходилось не только в Омске, но и во многих районах области. Эта работа меня научила одной важной вещи — ты должен очень быстро соображать и быстро находить выход из любой ситуации, когда некогда стоять и три часа репетировать одно действие, нужно мгновенно ориентироваться, — продолжил свой рассказ Александр Петрович.

Интересные встречи

Работа режиссёра – это другой мир, в котором свои правила, своя жизнь. Приходится общаться со многими интересными личностями: как с самодеятельными артистами, так и со знаменитостями.

- В своё время приходилось работать с Алёной Свиридовой, когда мы проводили концерт в ТЮЗе. Особенно запомнилась встреча с народной артисткой России Надеждой Бабкиной, которая работала на одной сцене с самодеятельными коллективами Омского региона на празднике «Душа России». Тогда в праздничном мероприятии принимал участие и Колосовский район. Надежда Георгиевна простая русская женщина с открытой душой и добрым сердцем, — поделился своими впечатлениями Александр Петрович.

Мы – одно целое!

Александр Чернуха работает художественным руководителем в Колосовском Доме культуры на протяжении трёх лет. К своей работе подходит с особой тщательностью.

- В противном случае концертная программа может пойти не по сценарию, и зритель это чувствует, — повествует Александр Петрович, — безусловно, заминки бывают, но наша задача свести их к минимуму. Я не считаю свою работу отличающейся от профессиональной деятельности своих коллег. Мы – одно целое. Невозможно сделать спектакль или любое другое мероприятие без звукового и светового сопровождения. Не построить полноценный концерт без хореографии и вокальных коллективов. Моя задача – свести всё воедино, «отшлифовать» всё до мелочей и представить концертную программу нашим дорогим зрителям!

Как шутит художественный руководитель Александр Петрович, режиссура – это умение делать дело чужими руками. А в действительности задача режиссёра — помочь актёрам примерить на себя образ героя театральной постановки.

Закулисье

Совсем скоро во всех окнах засияют разноцветные огни гирлянд, а в домах колосовцев поселится аромат свежей хвои. Каждый житель села будет ждать от праздника маленького чуда. Люди начнут готовиться к приходу 2020-го.

А в Колосовском Доме культуры уже сейчас идёт подготовка к встрече Новогодних праздников. Актёры, хореографы, солисты и певческие коллективы репетируют концертные номера, чтобы в новогоднюю ночь порадовать односельчан праздничным представлением.

На данный момент актёры Дома культуры отрабатывают новые роли небольшого спектакля, сценарий к которому был придуман и написан рукой режиссёра Александра Чернухи. Снова многочасовые репетиции и неимоверная работа над образами. Поэтому совсем скоро колосовские зрители смогут лицезреть новую театральную постановку в тандеме с яркими номерами.

И вновь прозвучат громкие аплодисменты артистам. А режиссёр перевернёт последний лист сценария и спокойно скажет: «Занавес!», как и прежде, оставаясь под маской Мельпомены.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

63