Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

09.10.2020 11:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КОЛОСОВСКОГО РАЙОНА

Фрагменты керамической посуды конца 19 века. Найдено в урочище Баженово

Тема, о которой рассказывается в этой статье, может оказаться близка и интересна не только историкам и краеведам, но и людям, неравнодушным к истории своей малой родины.

Археологическая справка составлена по моей просьбе Иваном Александровичем Булавкиным, историком по образованию, внуком краеведа Олимпиады Семеновны Булавкиной, для книги по истории нашего района «Колосовский край родной», работа над которой мной уже начата.

Более пятнадцати лет свой отпуск Иван Александрович проводит в полевых археологических экспедициях по Омской области, под руководством Константина Николаевича Тихомирова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника сектора археологии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН.

Многие знают о древних культурах, существовавших за много столетий до начала нашей эры, благодаря школьному курсу истории, научно-популярной литературе, телевизионным передачам и даже художественным фильмам. Но мало кто знает, что живет в том месте, где много столетий, а то и тысячелетий назад, также жили люди, у которых была своя довольно яркая и интересная культура. А что, если мы скажем, что на территории Омской области люди живут уже более 15 тысяч лет?

Историю Сибири в широком представлении современных жителей Омской области принято начинать с похода Ермака. А что же здесь происходило до прихода русских переселенцев? Дело в том, что историки изучают прошлое, основываясь на письменных упоминаниях о событиях прошлого, однако, если древнее население не имело письменности и мало контактировало с соседями, имеющими письменность, то история об этом, как говорится, умалчивает. В таких случаях единственными источниками для изучения древней истории становятся археологические исследования.

Археология – это отрасль исторической науки, которая изучает древние материальные подтверждения существования человека и на основе этих находок позволяет реконструировать историю, внешний облик, быт, традиции древнего населения, не оставившего после себя письменных упоминаний.

К сожалению, территория Колосовского района до недавнего времени оставалась «белым пятном» на археологической карте Омской области, однако последние исследования, в ходе которых был выявлен ряд археологических памятников на территории района, делают его интересным для дальнейшего археологического изучения. В силу географического положения Колосовского района эта территория, то есть Иртышско-Ишимское междуречье, могла представлять интерес для древнего человека, однако здесь до сих пор не обнаружено следов долговременных поселений, вероятно, это объясняется тем, что здесь не проводились серьезные научные исследования. Левый берег р. Иртыш в этом районе, вероятно, мог быть местом, через которое в различные исторические эпохи могли проходить миграционные потоки древнего населения. При этом надо отметить, что район находится в зоне северной лесостепи, то есть на стыке двух природных зон (лесостепной и подтаежной), что придавало особенный колорит культурному облику племен, вероятно, населявших этот район.

По материалам известных на сегодняшний день археологических памятников Колосовского района можно предположить, что заселение этой территории началось, как минимум, в эпоху неолита.

В VIII – V тыс. до н.э. в Западной Сибири наступает эпоха, получившая название неолит – новокаменный век. Этот период истории связан с принципиально новыми достижениями человека в технике обработки камня. Помимо приемов, известных человеку еще в предшествующие эпохи палеолита и мезолита (примитивное отбивание, ретушь), развитие получает техника шлифовки камня, что позволило изготовлять прекрасные рубящие и режущие орудия. С неолитом связано открытие свойства глины изменять свои качества при обжиге. В результате этого открытия люди научились делать керамическую посуду. Факт этого изобретения для человечества трудно переоценить, поскольку появление позволило готовить жидкую горячую пищу, благотворно повлиявшую на саму физиологию человека, не говоря уже об использовании глиняной посуды в других хозяйственных нуждах.

Доведение каменных орудий до совершенства, несомненно, способствовало появлению новых типов инструментов, пригодных для обработки кости и изготовления из нее прекрасных образцов орудий труда и оружия, в том числе и наконечников стрел, что позволило совершенствовать способы охоты.

Главными занятиями людей в эпоху неолита в Сибири были охота, рыболовство и собирательство, т.е. присваивающие виды хозяйственной деятельности.

Эпоха неолита на территории Колосовского района представлена памятниками Таскатлы I, Таскатлы II, Таскатлы III, Таскатлы IV, Таскатлы V, Плахино II, Корсино I, Корсино II.

Наиболее интересные находки обнаружены у д. Таскатлы – это 27 каменных орудий: скребков, скобелей, ножевидных пластин, нуклеусов, проколок, отщепов, один топор.

К сожалению, в связи с недостатком материала, неравномерностью находок, трудностями в их датировке мы не имеем целостного представления о культурном облике населения этой эпохи на территории Колосовского района.

В XIV – XIII в.в. до н.э. на обширную территорию Западной Сибири начинают проникать племена андроновской культурной общности, вытесняя или ассимилируя местное аборигенное население. Андроновская общность занимала огромные пространства лесостепной и степной части Зауралья, Казахстана, Южного Урала, Южной Сибири. Несмотря на многообразие локальных вариантов, различных регионов этого обширного культурного массива, можно говорить с незначительными оговорками о культурном единстве этого огромного пространства.

Собственно, носители классической (андроновской) культурной традиции расселились в лесостепной и степной зонах Западной Сибири, однако часть пришельцев продвинулась довольно далеко на север в подтаежную и таежную зоны. В результате на юге западносибирской тайги, к северу от андроновской общности, сложилась другая общность – андроноидная, сочетающая местные и пришлые культурные традиции. Андроноидный колорит этой северной таежной общности на протяжении нескольких веков поддерживался тесными контактами с лесостепными андроновцами, а также с культурами лесного Зауралья, где андроидная традиция имела глубокие местные корни.

На севере Омского Прииртышья в разное время открыто несколько памятников с андроноидной керамикой.

На территории Колосовского района есть памятник, относящийся к эпохе бронзы – Ламоново I, на котором были найдены 86 фрагментов керамики, 19 фрагментов костей животных, 7 обломков глиняной обмазки, зуб животного (кости принадлежали лошади, зуб – быку). Керамический материал относится к сузгунской археологической культуре (одной из андроноидных культур).

Андроноидное население Западной Сибири вело многоотраслевое хозяйство, сочетающее присваивающие и производящие отрасли. Судя по костным останкам, на многих памятниках разводился крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, лошадь и свинья.

Данные о земледелии у андроноидных групп менее отчетливы. Однако, если исходить из ландшафтно-географических особенностей Прииртышья, то не трудно убедиться, что условия для земледельческих занятий здесь были не хуже, а, пожалуй, лучше, чем в Нижнем Притоболье и Томско-Нарымском Приобье, где занятие земледелием подтверждается археологическими находками. Несомненно, большую роль в жизни сузгунцев играла охота.

Следующая историческая эпоха – ранний железный век – представлена памятником Строкино I, где обнаружена керамика которая отнесена Матвеевым А.В. и Скандаковым И.Е. (Матвеев А.В., Скандаков И.Е., 2003 г.) к саровскому этапу кулайской культуры.

Кулайцы занимались в основном охотой и рыболовством. Рыбная ловля обеспечивала население регулярной пищей. Весенне-летняя путина давала такое количество рыбы, что ее можно было заготавливать впрок. Большую роль играла охота, обеспечивая население мясом, шкурами и рогом. Особенно велико значение охоты на лося, т.к. одно животное давало до 600 кг мяса. Немалое значение имела охота на пушного зверя: соболя, лисицу, зайца. Население еще в эпоху бронзы знало коневодство, которое сохранилось и в эпоху раннего железа. С продвижением кулайского населения на юг характер хозяйства начал меняться. Это было вызвано слиянием северных охотничьих племен с местным населением, у которого были развиты скотоводство и земледелие.

Последующее время, т.е. раннее средневековье, представлено уже отмеченным памятником Ламоново I, на котором встречена потчевашская керамика. Эта культура была выделена В.И. Мошинской и получила свое название по урочищу Потчеваш под Тобольском. В.И. Мошинская отнесла эту культуру к раннему железному веку (к рубежу эр). Позже аналогичные памятники раскапывали в Среднем Прииртышье екатеринбургские археологи во главе с В.Ф. Генингом. Затем потчевашские памятники были обнаружены на р. Оми (исследования В.И. Молодина и В.С. Елагина) и в Среднем Прииртышье (В.А. Могильников). В последнее время исследованиями на памятниках потчевашской культуры на Иртыше занимался Б.А. Конников. Позднее эту культуру относят к раннему средневековью большинство исследователей. В происхождении потчевашской культуры значительную роль сыграли мигрировавшие в Прииртышье племена кулайской культуры. Они ассимилировали местные племена. Большинство ученых связывают потчевашскую культуру с уграми. Население относится к монголоидному типу. Сама культура в своем развитии прошла два этапа: сперановский и горносталевский. Экономика населения была комплексной, производящей. Главное занятие – скотоводство. Основу стада составляли кони и мелкий рогатый скот. Разводили и крупный рогатый скот. В одном случае найдены и кости верблюда. В условии снежных зим и при отсутствии домашнего содержания скота лошадь была особенно удобна для содержания. Земледелие играло второстепенную роль. Значительное количество пищи давала охота, особенно на лося.

Более позднее время в Колосовском районе археологически не представлено, за исключением Квашнинского форпоста, а также могильника Тоскино I, который, по некоторым данным, оставлен среднеазиатской этнической группой сартлар (сарты). Предварительно его можно датировать XVIII-XIX вв.

В заключение можно сказать, что Колосовский район представляет большой интерес для археологов, возможно, в будущем мы станем свидетелями новых открытий. Однако нужно бережно и внимательно относиться к истории своего края: если вы случайно обнаружили какие-либо археологические находки, будет правильно сообщить о них ученым, либо сотрудникам Колосовского историко-краеведческого музея.

Иван БУЛАВКИН, историк

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

107