Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

29.08.2019 09:59 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Изменить ситуацию с экологией можно только совместными усилиями - Александр Бурков

Губернатор Омской области Александр Бурков обсудил экологическую обстановку с Министром природных ресурсов и экологии Ильей Лобовым

Минэкологии региона продолжает активную работу по установлению источников выбросов в атмосферный воздух. В течение прошлого месяца выявлено два предприятия, злостно загрязняющих воздух в Омске. Губернатор потребовал от надзорных органов адекватной реакции в отношении нарушителей, чтобы остановить экологический терроризм против омичей. В свою очередь областному Министерству природных ресурсов Александром Бурковым поставлена задача продолжать поиски предприятий, продолжающих отравлять воздух. Подробный отчёт об обстановке и предпринимаемых действиях Губернатору представил министр Илья Лобов.

- У нас в последнее время увеличилось количество обращений, жалоб на загрязнение атмосферного воздуха в Омске. Поясните, какие предприняты действия Министерством для того, чтобы устранить все эти факты выбросов, насколько качественно и оперативно проводится мониторинг, какую обратную связь получают люди?

- Действительно, у нас зафиксированы критические значения обращений. Если за весь прошлый период, за 2018 год за 7 месяцев, мы получили 1980 обращений, то только за июль этого года мы получили 1348. Это свидетельствует о том, что, действительно, в городе экологическая ситуация напряженная, и люди чувствуют этот дискомфорт и обращаются к нам, – отметил Министр природных ресурсов и экологии

По результатам обращений организовывается выезд мобильной экологической лаборатории для выявления потенциального источника загрязнения. Мониторинг ведётся и на стационарных постах, которые установлены в жилой зоне и замеряют предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ и то, как они влияют на людей.

- Этим летом мы несколько изменили регламент замеров: если раньше мы выезжали к заявителям и мерили в месте, откуда пришло обращение, то сегодня обмеряем предприятия с низкими или с неорганизованными источниками выбросов внутри санитарных зон с подветренной и наветренной стороны, что позволяет нам делать предположения о том, кто потенциальный источник загрязнения. Если же это большая территория большого предприятия и там высокие источники выбросов, это затрудняет определение потенциального источника, так как в воздухе идёт смешение всех загрязняющих веществ от всех источников. У нас промзона объединяет в себе огромное количество предприятий: только в одном городе Омске у нас зарегистрировано 680 предприятий, которые сдают отчетность по своим загрязняющим веществам. Это я не говорю ещё о предприятиях, которые не сдают такую отчётность, потому что у нас есть и серая зона. И последний кейс по закрытию предприятия «ХимПром» нам показывает, что, действительно, такие предприятия есть. Мы совершили за этот год 146 выездов экологической лаборатории. Зафиксирован 51 случай превышения предельно допустимых концентраций. Мы инициируем внеплановые проверки предприятий регионального надзора, а когда есть предположение, что загрязнителям является предприятие федерального надзора, передаем материалы измерений в отделение Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу для реакции с их стороны.

- Конкретно по «ХимПрому», деятельность которого мы приостановили, так как они вели работу незаконно, не имея на то право, федеральный орган какое-то решение принял?

- Возбуждено уголовное дело по статье «Загрязнение атмосферного воздуха» — очень редкая статья у нас в России.

- Но это была наша инициатива. Меня сейчас интересует, что сделал Росприроднадзор по Сибирскому округу, их реакция.

- Их реакция, на самом деле, разворачивалась ещё с прошлого года, когда они вышли на проверку, вынесли предписание и через суд добились приостановки деятельности. Именно тогда предприятие ушло в серую зону и продолжало дальше работать без установленных документов. Это уже дело следственных органов.

- За то время, когда пошёл рост звонков в летний период в результате работы вашего Министерства было выявлено предприятие «Астра», предприятие «ХимПром» — его деятельность приостановлена. Если у нас есть факты превышения ПДК, что мешает по остальным предприятиям проверить их производственные циклы и остановить этот беспредел?

Нормы закона не позволяют зайти нам на территорию, в особенности, на предприятия федерального уровня надзора. На них должен заходить федеральный надзор, а точнее Росприроднадзор. Роспотребнадзор тоже имеет право проверять предприятия в рамках своей компетенции. Направляя им материалы проверок, мы ожидаем, что они согласуют и выйдут на внеплановые проверки, но результатов, как правило, мы не знаем, потому что данная информация является закрытой.

- Мы сталкиваемся здесь ещё с одним моментом — пока кто-то планирует выйти на проверку после вашего сигнала, к тому времени нарушители могут приостановить уже выбросы в атмосферу на этот период, когда будет приходить Росприроднадзор. Так, получается?

- Внеплановая проверка действительно проводится спустя самое меньшее 3 дня после того, как мы можем направить соответствующие протоколы с измерениями в соответствующую службу. Если производство не имеет длинного цикла, то, действительно, они могут приостановить эти выбросы. И как мы замечаем сегодня по ситуации, которая складывается, выбросы имеют цикличный характер. Значит, предприятие может остановить источник на какое-то время и, соответственно, подготовиться к проверке…

- Вы выявляете эти факты, а дальше должна реагировать уже федеральная структура, которая работает на территории нашего региона. Установление самого факта выбросов и его источника — процесс очень сложный, так? Для этого специалисты Министерства природных ресурсов и выезжают оперативно по ночам, когда идут, как правило, выбросы, чтобы с помощью передвижной лаборатории найти источник. Я правильно понимаю?

- Выявить действительно, сложно, но мы данную работу продолжаем и находим потенциальные источники превышения выбросов в городе Омске.

– У нас порядка 700 производственных площадок на территории Омска разных предприятий с разным уровнем выбросов загрязняющих веществ. Люди должны знать и видеть, какие по факту получаются замеры, где превышение, даже если не понимаем какое именно из предприятий источник загрязнения. Мы говорили об интерактивной карте. Это моральный вызов тем же собственникам предприятия, что здесь установлен выброс. Поэтому давайте мы подключим, может быть, общественные структуры, организации. Пусть они сегодня совместно работают с Министерством, понимают и видят, что сегодня происходит. Да, это предполагаемая информация после замера. Но дальше общественников надо подключать к работе Росприроднадзора по Сибирскому округу, Роспотребнадзора по Омской области, других надзорных органов.

- Согласен. Вы правильно отметили, у нас в городе зарегистрированы порядка 680 площадок промышленного производства, которые имеют вредные выбросы в атмосферу. И сегодняшняя ситуация — это не результат одного какого-то предприятия-фантома, которого нужно найти. Это совокупный вклад в загрязнение атмосферы всё-таки всех предприятий. Даже если предприятие не превышает установленные нормы, в любом случае, свой вклад оно вносит. Если сегодня, допустим, идёт горячий сезон для работы каких-то циклических видов деятельности, например, укладки асфальта или, может быть, производства канифоли, то, естественно, промышленные предприятия подстраиваются под спрос и выходят на максимальные мощности. Одновременно включаясь, они дают нам возможно такой негативный фон. Нам может помочь ещё разобраться и установить, точнее, снизить воздействие на атмосферу как раз тот эксперимент по квотированию выбросов, в который вошёл Омск. Это то, чего мы добивались: жёсткие квоты и расчёт с учётом общей промплощадки. А не как сегодня — считают по отдельному предприятию, которое работает якобы в чистом поле, и не учитываются выбросы соседних предприятий.

- Мониторинг надо продолжать. Дальше — обеспечить связь населения с вашим центром реагирования, чтобы всегда могли дозвониться. И всё-таки оптимизировать работу с федеральными органами — здесь нужно сообща работать, подключать их. Давайте проведем совместное рабочее совещание, проговорим, какой возможен регламент взаимодействия, чтобы те федеральные надзорные структуры, которые есть на территории нашего региона, принимали участие в работе, в том числе, вместе с вами. А не так, что Министерство в одиночку бьётся, как рыба об лёд, а другие — в стороне. Все, кто сегодня выполняет государственные полномочия на территории региона, должны совместно отвечать за происходящее. Если есть вопросы с экологией, значит, вопрос ко всем, не только к областному Министерству. Здесь совместно, наверное, мы можем изменить ситуацию. Экологическая ситуация в городе непростая, и мы должны понимать, что здесь работа Министерства и всех других структур должна быть слаженная и оперативная. Те препоны, которые есть сегодня по федеральному законодательству, будем дальше пробивать. Наш законопроект в осеннюю сессию должен рассматриваться на заседании Государственной Думы, надеюсь, что мы сможем обеспечить более упрощенный доступ на предприятия, которые сегодня нарушают экологические правила.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1