Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

02.10.2020 09:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 30.09.2020 г.

С УЛЫБКОЙ ПО ЖИЗНИ

Надежда Васильевна Акимова

В понедельник, 5 октября, жительница Колосовки Надежда Васильевна Акимова отметит свой 90-летний юбилей. Сегодня наш рассказ о ней: труженице тыла, многодетной маме, бабушке семерых внуков и прабабушке 11 правнуков

Надя Сивец (девичья фамилия нашей героини до замужества) родилась 5 октября 1930 года в Александровке в крестьянской семье Василия Егоровича и Пелагеи Антоновны, где, кроме нее, росли еще 8 детей.

Ее отец и мать трудились в колхозе "Память Ленина". О папе Надежда Васильевна рассказать ничего не может, так как он ушел из семьи, когда девочка была еще совсем маленькая. А вот о маме, всю жизнь проработавшей в колхозе разнорабочей, она вспоминает с большой любовью и уважением.

- Маме было очень тяжело растить детей одной, но мои старшие братья и сестры старались изо всех сил облегчить ей работу, хотя бы по ведению домашнего хозяйства. А хозяйство у нас было хорошее: корова, свиньи, овцы и птица, — вспоминает далекие годы своего детства Н. Акимова. — Хочу сказать, что мы не голодовали. Наверняка и потому, что все дети из нашей семьи, так же, как и соседские ребятишки, с самого раннего детства уже работали наравне со взрослыми в поле.

Надежда Васильевна отчетливо, как будто это было вчера, помнит, как семилетней девчонкой она работала на "колосках":

- Председатель нашего колхоза Згрунда, его имя и отчество я, к сожалению, не помню, был очень добрым, хорошим человеком. Когда начиналась уборочная, он говорил александровской детворе: "Детки, чтобы колос не пропадал, собирайте его. Но только в чушки не лезьте".

И улыбнувшись, глядя на меня, пояснила:

- Чушки — это связанные вместе 10 снопов.

Рано утром девчонки и мальчишки вставали и шли в поле собирать пшеницу. До обеда набирали по ведру, уносили домой, кушали и снова в поле... По словам Н.В. Акимовой, играть и бегать было некогда, ведь, кроме работы, нужно было еще и учиться.

- Я очень хорошо помню, когда мама, кроме сшитых собственноручно холщовых платьев, купила мне в магазине голубого цвета тканевое платьице. Я его берегла: надевала только в школу да на Троицу, — говорит, вспоминая школьные годы, Н. Акимова. — Хуже было с обувью — мы носили ее по очереди. Поэтому я окончила всего 4 класса, так как в пятый нужно было ходить за три километра в соседнюю Михайловку.

Из своего детства моя героиня еще помнит, как она вместе с девчонками, искалывая руки в кровь, полола осот, как тяжело было таскать лен-долгунец, и как болели ноги, когда приходилось каждый день носить по 10 литров молока за 15 км от деревни, чтобы напоить жеребят.

Но все это ушло на второй план после того, как по единственному в деревне радио объявили, что началась Великая Отечественная война. Надежде в то время шел 11 год.

- Мы трудились наравне со взрослыми. Иногда закрою глаза и как-будто слышу голос нашего председателя: "Девчатки, поднимайтесь, пора копны возить", — вспоминает Н.В. Акимова. — Работали мы с 5 часов утра и пока солнышко не зайдет. В перерывах сами готовили себе еду, в основном, картошку. Правда, хорошо нас спасали сумочки, присланные мамами из дома. А в сумочках было и молочко, и сметанка, и кисель, сваренный из запаренных морковных паренок, кисловато-сладковатый вкус которого я помню до сих пор. А еще я помню, как приходили в дома похоронки...

Не обошла стороной беда и семью Сивец. Первым ушел на фронт и пропал без вести старший брат Надежды Семен. Средний брат Егор вернулся домой раненный. Кстати, по словам моей собеседницы, Егор Васильевич тоже был долгожителем: он умер, не дожив до 90-летия всего 1 месяц. Но больше всего жалеет Надежда своего брата Петра, он был старше ее всего на 3 года.

- Петю забрали на войну сразу, когда ему исполнилось 18 лет. А потом он остался на сверхсрочную службу: после войны он работал сапером. Мамы в то время уже не стало, мы жили с сестрой вдвоем и очень надеялись на встречу с братом, — рассказывает Н. Акимова. — Пришло письмо, в котором Петр написал, что едет в последнюю командировку, после окончания которой планирует с женой навестить нас. Мы очень обрадовались, готовились. Но почти следом почтальон нам принес второе письмо. В нем говорилось, что наш брат подорвался на мине.

Жизнь шла своим чередом. Надежда работала в колхозе, а по праздникам, как и вся молодежь, ходила в сельский клуб. Там она встретила своего будущего мужа Алексея Акимова.

- Алексей был родом из Новотроицка, а в соседнем селе Крайчиково он резал кочки на корм скоту, так как лето было засушливым и корма для зимовки скота колхозники не смогли заготовить в полном объеме, — вспоминает день своего знакомства с будущим мужем героиня нашего рассказа. — Алексея подвели ко мне знакомиться его сестра Пелагея и дядя Игнашка. А так как я считалась в деревне работящей девушкой, ему родственники сказали: "Вот дивчина, за ней ты никогда не будешь голодный и холодный".

Через некоторое время Надежду сосватали. Была у нее и свадьба с подарками, и свадебное платье, сшитое из модного в то время белого вольта.

Молодые уехали жить в Новотроицк в семью супруга. Надежда Васильевна до сих пор с благодарностью вспоминает свою свекровь Лидию Устиновну, заменившую ей родную мать.

- Жили мы вместе со свекровушкой, пока не построили себе избу. В то время у нас уже родилась дочь Зоя, — рассказывает Н. Акимова. — А потом у нас с Алексеем друг за другом родились сыновья Петр и Николай. Жили хорошо, дружно, работали в колхозе, растили детей. В любви и понимании мы прожили долгую и счастливую семейную жизнь. Потом умер мой дорогой супруг, и я переехала жить в Колосовку. С тех пор прошло почти 25 лет.

Сегодня Надежда Алексеевна живет с дочерью Зоей Алексеевной Инталевой, которую в райцентре, наверняка, знает каждый, ведь она до сих пор преподает в Колосовкой школе иностранный язык.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

86