Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

14.02.2018 11:10 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

По афганским дорогам

Павел Калинин

О чем мечтают 18-летние парни, когда уходят на службу в армию? Конечно, о любви, о том, что после службы вернутся домой, женятся, о детях и о профессиональной карьере. Но точно - не о войне

Павел Васильевич Калинин из того поколения парней, которым выпала доля служить в Афганистане. Шла Афганская война, о которой в 80-е годы прошлого столетия мало что знали простые советские люди. Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979 года – в год, когда Паша Калинин был призван в армию.

- Мне предстояло служить в Амурской области, Белгородском районе, часть стояла в селе Васильевке, — рассказывает Павел Васильевич. – Это был ноябрь 1979 года. Вместе со мной был призван Николай Немчинов из Сафоново. Уже в апреле нас повезли в Афганистан.

Молодые солдаты, садясь в эшелон, и не догадывались, что совсем скоро окажутся в горячей точке. Везли их в приграничный с Афганистаном город Термез в Узбекистане. И чем ближе они подъезжали к месту назначения, тем чаще звучало слово «Афганистан».

- Про Афган никто из солдат ничего не знал, только офицеры были в курсе дела, — вспоминает Павел. – В Термезе с нами начали проводить политзанятия, говорили, что мы направлены помогать афганскому народу на уборке урожая. Политика была такая, чтобы никаких насмешек над мусульманами. Мы ведь комсомольцы были, атеисты, вот нас и учили уважать чужую веру, чужую культуру.

Дальнейший путь Романовского батальона, в котором служил Павел Калинин, лежал через реку Амударья в афганскую провинцию Пули-Хурми. Пятьсот километров солдаты шли пешком и днем, и ночью, через пустыню, устраивая привалы на недолгое время. Вдалеке часто слышались звуки выстрелов, в воздухе были видны следы от стрельбы трассирующими пулями – вот тут и поняли молодые бойцы, что вовсе не на уборку урожая они направлены.

- Тогда каждый думал о своем, — вспоминает Павел Васильевич. – Но о том, что здесь могут убить, вообще не задумывались – молодые были, все казалось интересным. Страх появился лишь тогда, когда сами попали под обстрел.

Первый раз под обстрел Павел попал, когда шел в колонне из грузовых автомобилей к месту нахождения своей части. Павел был водителем, возили из Союза строительные материалы для обустройства военного городка.

- Первый раз, когда захватило, вспомнил, как родился, маму, папу, вся жизнь пролетела перед глазами, — без доли усмешки рассказывает мой собеседник. – Тем более, что смерть товарищей уже приходилось видеть, и это было ужасно. До сих пор все это помню, не отпускает память лица сослуживцев.

Особенно трагично солдат из Колосовки воспринимал гибель своих земляков-омичей. Во время войны землячество особенно ценится. Вспомнил Павел, как совсем случайно повстречал земляка из Таскатлов Павла Горячева, который служил в 1-й роте.

- Я в первую роту пошел за гармонью, — рассказывает Павел. – В палатке бойцы отдыхают, разговорился с ними, оказалось, что один парень из Таскатлов. Он на службу ушел в 1978 году, а я позже. А встретились в Афганистане. Крепко тогда обнялись, как родные.

А Саша Сергеев из Колосовки сам нашел Павла. Радости не было предела. Все казалось каким-то нереальным, и родные лица успокаивали, давали ощущение надежного плеча и поддержки.

- Хорошо дружили с омичами, их много было в нашей части, — продолжает рассказ Павел Калинин. – С Мишей Дрыгиным особенно сдружились, чуть ли не братьями друг друга считали. Погиб он. Наша колонна попала под обстрел, так снаряд прямо в его автомобиль попал. А перед этим в Термезе мы вместе сфотографировались на память. Вот эта фотография.

И Павел Васильевич бережно достал из альбома дорогой его сердцу снимок. С него смотрят двое молодых улыбающихся жизни парней.

- Этот снимок мы сделали перед роковым рейсом, — глаза Павла Васильевича заблестели от слез. – И совсем скоро меня просили опознать сгоревшее тело Миши. Очень тяжело было.

С родителями Михаила Дрыгина Павел стал общаться сразу же, как вернулся со службы. Считает своим долгом в память о погибшем друге поддерживать его родных.

- Мы-то не трогали афганцев, вот что обидно, — с надрывом в голосе рассказывает воин-интернационалист. – Что ж это за война такая, когда исподтишка в тебя стреляют? И зачем вообще эти войны, хоть в Афганистане, хоть в Чеченской республике? Непонятно.

Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой не предусматривалось, не был применен порядок применения оружия даже в целях самообороны. Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым части афганской армии для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства.

- Смерть, можно сказать, постоянно дышала нам в затылок, — продолжает вспоминать Павел Калинин. – Помню, перед отправкой нашей части к Пакистанской границе к нам прилетел на «вертушке» генерал. Построили нас, генерал обозначил задачу и сказал: «Сынки, один патрон оставляйте для себя!» Нас тогда такая жуть обуяла!

Полтора года длилась служба Павла Калинина в Афганистане. Это было напряженное время, которое научило молодого человека мужеству, самообладанию, научило ценить дружбу. Демобилизовался Павел Васильевич в октябре 1981 года и 22 числа был уже дома.

- Моя мама даже и не знала, что я служу в Афганистане, — рассказывает Павел. – В письмах писал, что помогаем колхозам возить зерно или строить новую ферму. А когда узнала, где я был на самом деле, ей стало плохо, еле успокоили. Всю жизнь она меня поддерживала.

С появлением сети Интернет у Павла Васильевича появилась возможность разыскать своих сослуживцев. До сих пор он помнит и командиров, и сослуживцев по именам и фамилиям. А в первые годы после службы к нему в Колосовку приезжали родители погибших солдат, чтобы узнать, как служили их сыновья, как погибли. Все это Павел пропускал через сердце, надрывая душу тяжелыми воспоминаниями.

В отдельной коробочке Павел Васильевич хранит свои награды. Самая дорогая для него – Грамота воину-интернационалисту за подписью Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачева. Грамотой Павел Калинин награжден за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан. Кроме юбилейных и памятных медалей, есть медаль «Участник боевых действий».

- Мы все, без исключения, мечтали быстрее вернуться домой, — сказал на прощание Павел Калинин. – Но, к сожалению, не все вернулись с Афганской войны. Мы помним их, и хотелось бы, чтобы память о воинах-интернационалистах жила вечно у всех российских людей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26