Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

11.05.2018 12:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 10.05.2018 г.

СОВРЕМЕННИКИ ПИШУТ ИСТОРИЮ

Григорий Степанович Парфенов

Заместитель директора Колосовской СОШ Лидия Анатольевна Казакова подарила редакции "Нв" 5-й выпуск своей книги "Колосовская школа. Точка отсчета". Нам показалась крайне

интересной вступительная часть книги, поэтому мы решили познакомить с ней наших читателей

Последняя книга о школе вышла в 2012 году. К сожалению, закончилось сотрудничество с редакцией газеты «Новый вымпел», по техническим причинам прекратившей выпуск литературного приложения к газете. А материалы об учителях, школе остались. За это время многое изменилось, пришли в школу молодые специалисты, а некоторые ушли на заслуженный отдых. Появились новые технологии, школа перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты, и сейчас образование, как и вся страна, переживает не самые лучшие времена

И всё-таки школа живёт, славится своими учителями и гордится учениками, как настоящими, так и бывшими. В этом выпуске книги мы поведём разговор как о тех учителях, о ком информация была подготовлена, но не увидела свет, так и о тех, кто ушёл на пенсию совсем недавно. Представлен некоторый материал об учителях разных лет. Не все откликаются на просьбу вспомнить о ком-то из учителей. Кто-то ссылается на нехватку времени, кому-то просто это не интересно, а кто-то не понимает, что всё проходит в этой жизни, и стираются лица, и забываются факты, и порой уже невозможно восстановить истину. Так произошло в начале 2016 года, когда к нам обратились сотрудники музея Омского государственного педагогического университета.

Из письма: «В феврале 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения крупного учёного-электрохимика, автора первого в СССР учебника по физической и коллоидной химии и первого задачника по физической химии для студентов педагогических вузов, основателя омской научной школы учёных-коррозионистов, бывшего ректора Омского государственного педагогического института им. А. М. Горького Григория Степановича Парфёнова.

Известно, что Григорий Степанович перед Великой Отечественной войной в течение ряда лет работал директором Колосовской средней школы. В Вашей школе имеется хороший музей по истории школы. Вероятно, в нём находятся документы, фотографии и другие материалы о Вашей школе тех лет. Может быть, есть воспоминания бывших сотрудников и учеников школы о Г. С. Парфёнове. Очень просим поделиться этими материалами с музеем истории Омского педагогического университета. Наш музей готовит экспозицию и брошюру о научно-педагогической деятельности Г. С. Парфёнова. Будет проведена научно-методическая конференция, посвященная 100-летию Г. С. Парфенова».

Конечно, мы постарались сделать всё, что можно. Нина Ивановна Булавкина подготовила видеофильм с воспоминаниями своей матери, бывшей ученицы Парфёнова Г.С. об учителе. В музей были переданы первые выпуски книги «Колосовская школа. Точка отсчёта». Огромную помощь оказала нам Фирстова Клавдия Дмитриевна, чьи воспоминания публикуются ниже.

Воспоминания ученицы Г. С. Парфёнова, впоследствии учителя начальных классов Колосовской школы, вдовы В. Ф. Корнеева – Клавдии Дмитриевны Фирстовой. В 2015 году отметила 90-летие.

«Когда я училась в 7 классе, Григорий Степанович преподавал у нас химию. Он был молодой, высокий, представительный блондин, в рубашке ослепительной белизны, в очках. На уроках он рассказывал, я внимательно слушала. Весь материал понимала, но не было учебников, чтобы можно было выучить. На уроках я никогда не поднимала руку. Учителю казалось, что я ничего не знаю. В то время было принято, что учителя спрашивали не всех, а только тех, кто поднимал руку.

Григорий Степанович приходил с урока к классному руководителю Черновой Марии Федоровне и спрашивал: «Как у вас Фирстова учится?». Она отвечала: «Она у меня учится хорошо. По русскому языку в основном на 4, а по литературе на 5. У меня претензий к ней нет». Григорий Степанович говорил: «А мне кажется, она ничего не знает». В последующем оценка по химии была 4».

Муж Клавдии Дмитриевны Корнеев В. Ф. учился у Григория Степановича ещё раньше, он закончил 10 классов в 1940 году. А директором Григорий Степанович был назначен в 1939 году, сменив Избышева. (В книге 1 на стр.25 есть фото).

В 1965 году был 25- летний юбилей первого выпуска нашей школы в статусе средней. Григорий Степанович был приглашен на этот юбилей. С Корнеевым В. Ф. они дружили всю жизнь, до последних дней Григория Степановича, об этом говорят подарки-книги, открытки, письма. Во время пребывания на юбилее Григорий Степанович гостил у Корнеевых. Днём уходил в школу, где встречался с учителями, с учениками. В книге 2 на стр.33 есть упоминание о встрече выпускников. Вечерами подолгу беседовали. Григорий Степанович вспоминал, как ему жилось в Колосовке, Василий Федорович напоминал о его доброте, о внимательности к ученикам, к людям, за что его и уважали. Вспомнил случай, как Григорий Степанович пригласил его к себе в гости в Омск. В то время Василий Федорович работал директором Квашнинской школы Колосовского района. По дороге в город, проезжая Тюкалинск, они узнали, что началась Великая Отечественная война. Григорий Степанович сказал: «Всё, Вася, тебя возьмут на фронт, но пока всё равно поедем ко мне. Познакомишься с городом, с моими родственниками». Василий Федорович, будучи 17-летним юношей, погулял по городу, пообщался с Григорием Степановичем.

Во время войны Григорий Степанович продолжал работать директором Колосовской школы, и работал он, по материалам летописи и воспоминаниям Клавдии Дмитриевны, до 1943 года.

Клавдия Дмитриевна в 1944 году приехала работать в школу, и директором был только что назначен другой человек, а Григорий Степанович в этом же году был призван в Красную армию. По состоянию здоровья (очень слабое зрение) его отправили в трудовую армию. В связи с высочайшей интеллигентностью (по мнению Клавдии Дмитриевны), для этой службы он был неподходящий. Его демобилизовали и отправили домой, чтобы он работал там, где нужен.

После войны у них восстановилась связь с Корнеевым В. Ф. Василий Фёдорович поступил в педагогический институт, как и многие учителя, отучился заочно. Дружба продолжалась и после окончания института.

21 мая 1969 года Боярова Татьяна Филипповна, учитель начальных классов, пришла в класс к Клавдии Дмитриевне с газетой в руках, со словами: «Наш любимый Григорий Степанович скончался». Все учителя глубоко скорбили, вспоминая Григория Степановича. Чуть позднее в школу приехал преподаватель ИЗО, который в этот день — день смерти получил диплом об окончании педагогического института и знал о последних минутах жизни Григория Степановича. Он рассказал о том, что Григорий Степанович скоропостижно скончался в машине неотложной помощи по дороге в больницу по месту жительства.

Ушёл из жизни Учитель, товарищ и друг.

Записала Лемеш Н.А., учитель химии БОУ «Колосовская СШ», 2016 г.

Когда готовился к печати этот материал, мы несколько раз созванивались и переписывались по электронной почте с коллегой Григория Степановича по институту, бывшим его учеником (как он сам представился) и преподавателем педуниверситета, а ныне сотрудником музея Эдуардом Михайловичем Анфингером. Эдуард Михайлович просил рассказать подробнее об ученике, которого, по словам Григория Степановича, тот взял на воспитание.

Выдержки из переписки с Анфингером Э.М. по электронной почте:

Л.А.: Выяснилось, что в семью Г.С. никого не брал, это точно. Была семья учительницы немецкого языка, они жили в Квашнино, это недалеко от Колосовки. Г.С., возможно, принял на квартиру этого мальчика, когда он учился в Колосовке, и всячески ему помогал, в том числе материально. В деревне его многие за это осуждали или, точнее сказать, не понимали. К сожалению, фамилии мальчика уже никто не помнит. Клавдия Дмитриевна говорит, что парень попал в какую-то историю, был виноват, обратился за помощью к Г.С., и он ему отказал, т.к. был справедливым человеком. После этого, якобы, они не общались. Постараемся ещё раз узнать что-либо, связанное с этой историей.

Э.М.: Удалось ли узнать что-нибудь о воспитаннике Григория Степановича? То, что такой факт был в его жизни в Колосовке, это точно, он рассказывал об этом сам. Но мы не помним фамилию и имя этого мальчика. Знаем только, что и после войны он приехал с ним в Омск и помог получить ему высшее образование.

Л.А.: Ничем не могу Вас порадовать, только тем, что всё-таки мальчик был, это подтвердили две бывшие ученицы, на память которых я рассчитывала. Больше ничего установить не удалось. Они были маленькие и больше ничего не помнят, вспомнили только дом, где жил Парфёнов (сейчас там живёт семья Сазановых) и сам факт наличия мальчика. Извините, слишком много времени прошло, как жаль, что люди уходят и ничего вернуть или изменить нельзя. Спасибо Вам за память, работу по сохранению оставшейся памяти.

Не случайно так подробно представлен материал о Григории Степановиче Парфёнове. Жил известный в своё время и уважаемый человек, учитель, директор школы, впоследствии ректор пединститута. Живы, к счастью, люди, которые ещё помнят его. И, к сожалению, никто уже не может подтвердить те факты, которые приводит сотрудник музея. Так скоротечна наша жизнь!

Когда шла работа над первым выпуском книги, мы так и не сумели восстановить фамилии некоторых учителей, живших в 40-60 годы. Остались на старых фотографиях, хранящихся в школьном музее, их молодые, красивые лица. А кто это был, уже не вспомнит никто и никогда.

Поэтому хочется сказать спасибо тем, кто откликнулся и вспомнил своих учителей, коллег, родную школу, прекрасные времена юности, молодости.

Работа эта кропотливая, требует внимания, проверки и перепроверки фактов, уточнения имён, порой и фамилий. И хочется оставить о людях, наших коллегах, добрую память и осветить подлинные события, пока живы мы, их современники.

Особая благодарность ветерану педагогического труда, неравнодушному человеку, Фирстовой Клавдии Дмитриевне, которая обратилась к нам с просьбой подробнее рассказать о коллеге, хорошем человеке Белозёровой Агриппине Трофимовне, с которой довелось вместе работать в Колосовской школе. Было это ещё в 2012 году, когда планировались выпуски нашей книги через редакцию районной газеты «Новый вымпел». Несмотря на почтенный возраст, Клавдия Дмитриевна хорошо помнит события давно минувших лет, она собственной рукой написала воспоминания с множеством дополнений, исправлений, несколько раз звонила по телефону, и было приятно слышать её звонкий учительский голос. Причём Клавдии Дмитриевне очень хотелось, чтобы в рассказе об Агриппине Трофимовне содержалась информация о её муже, долгое время работавшем в районе и оставившем о себе добрую память. С некоторыми сокращениями мы печатаем воспоминания уважаемого нами педагога.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

42