Меню
12+

Сетевое издание "Новый вымпел"

24.01.2018 09:51 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 24.01.2018 г.

Сын степного народа

Автор: Айгуль ПАРАХОНЬКО

Животноводческие помещения Караулова располагаются недалеко от села. Именно там мы и застали фермера.

Хаблик Караулов всерьез занимается традиционным ремеслом казахов — животноводством. Постепенно его небольшое подворье превращается в большое хозяйство. Собственное дело приносит доход и уверенность в стабильности завтрашнего дня. Конечно, не все было гладко, он пережил немало трудностей, а впереди еще много работы: необходимо поставить на ноги детей, выдать замуж дочь Патику, женить сына Камзу

Фермер-животновод Хаблик Караулов из Талбакуля по профессии инженер автомобильного транспорта, но за всю трудовую жизнь он ни одного дня не работал по специальности. Зато попробовал себя в должности начальника охраны на элеваторе в Казахстане и рубщика мяса на Омском рынке. Но, как говорит герой моего повествования, кровь кочевого народа всегда давала о себе знать — вольные казахи не терпят над собой начальства. И, в очередной раз убедившись, что лучше работать на себя, чем на чужого дядю, он вернулся из города в село и занялся животноводством.

По зову крови

Животноводческие помещения Караулова располагаются недалеко от села. Именно там мы и застали фермера.

Сегодня в хозяйстве Хаблика 35 голов КРС, три животноводческих помещения, вся необходимая сельхозтехника. А еще 4 года назад, кроме огромного желания организовать собственное дело, не было практически ничего.

- В свое время мои родители уехали из Талбакуля в Омск, и я тоже решил перебраться поближе к ним. Пять лет назад мы с женой Мариной и двумя детьми, распродав все хозяйство, переехали на постоянное место жительства в Омск, — рассказывает Х. Караулов. – Чтобы понять, что мы не городские жители, нам хватило 2 зимы.

Желание заниматься именно животноводством Хаблик называет зовом крови предков-кочевников.

- В Омском регионе живет и работает много казахов-скотоводов. Возьмем, например, наших соседей-тюкалинцев. Они ежегодно выигрывают по три областных гранта на развитие животноводства, — говорит фермер Караулов. – Я тоже сумел воспользоваться грантовой поддержкой.

Математики

по линии отца

В 2014 году Хаблик организовал фермерское хозяйство. Он решил попытаться выиграть грант, когда понял, что без финансовых вложений невозможно организовать дело на должном уровне.

- В нашем роду по линии отца много математиков. Мой дед в свое время окончил Алмаатинскую торговую школу и долгое время работал директором Большереченской заготконторы. Отцу 65 лет, и он до сих пор контролирует все торговые дела нашего семейного бизнеса на Омском рынке. А тетя занимает высокую должность в финансовой сфере региона, и именно к ней я обратился за помощью в составлении бизнес-плана, — рассказывает Х. Караулов. – Я набрал больше всех баллов и по бизнес-плану, и на защите проекта, и прошел в рейтинге под №1 благодаря ее знаниям и моему практическому опыту.

Полуторамиллионной грантовой поддержки талбакульцу Караулову хватило на покупку в СПК «Сибиряк» трех животноводческих ферм и приобретение 34 голов крупного рогатого скота.

Работа на качество

Фермеру, согласно условиям предоставления гранта, необходимо до 2020 года не только удерживать поголовье, но и увеличивать его. Например, в текущем году в стаде должно быть не менее 38 коров.

- Поголовье терять нельзя, а вот менять на более продуктивный скот желательно. За два года я обновил 50% всего стада, — рассказывает о нюансах использования гранта талбакулец. — В декабре привез из племенного хозяйства Новосибирской области 8 нетелей черно-пестрой породы по 42000 рублей за каждую. Причем, мне было не столь важно, какой породы корова, главное, чтобы удои были высокими.

Надой на фуражную корову в хозяйстве Караулова в прошлом году в среднем составил около 3000 литров. Как объяснил хозяин, в его стаде есть коровы, дающие в сезон молока по 30 литров в сутки, а были и такие, кто давал всего по 15-20. Их постепенно заменили.

- Полученного дохода от сдаваемого на Колосовский пункт приемки и отгрузки молока хватает лишь на заработную плату доярки и двум скотникам, налоги, и все, — делится планами Хаблик Талгатбекович, — 34 коровы меня держат на месте, и я поставил цель — в этом году увеличить молочное стадо до 40-45 коров.

Во время разговора мы не могли не затронуть актуальную для всех животноводов тему чипирования сельскохозяйственных животных. Есть собственные соображения о нововведениях и у Караулова.

- Все 8 нетелей, купленных мною в Новосибирске, биркованные. И это, в отличие от метода чипирования, очень удобно: необходимая информация на виду. Да, сегодня я знаю всех коров, как говорится, в лицо. А представьте, когда их больше сотни. Как доярка их будет различать? Ходить со сканером? – задает вопрос Хаблик Караулов, и, не находя ответа, утвердительно заявляет, – по моему мнению, чипирование подойдет не для всех хозяйств.

На сегодняшний день дойные и стельные коровы животноводческого хозяйства Караулова находятся в теплом помещении. Другая часть стада беспривязно содержится в холодном деннике.

- Животные едят, сколько хотят, а остатки используем для подстилки. Зима началась в прошлом году (наша встреча состоялась в декабре 2017 года) на месяц раньше, и выгнали животных на пастбища на месяц позже. Если бы не запасы грубых кормов, то нам пришлось бы туго, — объясняет «богатую» подстилку из сена животновод. — На этот зимне-стойловый период я заготовил 1000 тюков сена.

И добавил:

- Скажу честно, если бы я занимался только молочным направлением, то было бы трудно удержаться на плаву.

Семейный бизнес

В третьем помещении мини-животноводческого комплекса моего собеседника содержатся лошади и овцы. Как странно бы это ни звучало, но выращиванием скота на убой ему пришлось заниматься, чтобы поддержать свое молочное хозяйство.

- Спрос на мясо есть всегда. Например, с мая по сентябрь, когда в Омске начинают работать кафешки, шашлычные, и открывается дачный сезон, хорошо покупают баранину. Конина же пользуется спросом круглый год: свежая, копченая и колбасы, — рассказывает о втором направлении бизнеса Хаблик Караулов. – Это можно назвать семейным делом. В Омске имеется цех, где за плату мы коптим конину, а колбасу собственноручно делают мама и сестры. На одном из рынков Омска у нас есть собственная торговая точка. Покупателям и своим постоянным клиентам мы предлагаем экологически чистый продукт. Там управляет мой отец, а младший сын, когда бывает у них в гостях, во всем помогает деду. В районе мы тоже реализуем мясо, правда, в основном на заказ. На полученные от продажи мяса деньги я закупаю новых лошадей и, по необходимости, беру на нужды «молочного» дела.

Во время празднования казахских национальных праздников, таких как Наурыз или Курбан айт, заказов на конину бывает в разы больше, и тогда вся большая семья Карауловых собирается в Омске. Едет туда и Хаблик с русской женой Мариной.

Русская жена

Марина родом из Ламаново, а оказалась она в Талбакуле по распределению в местную школу учителем математики. Молодые люди познакомились, а потом и поженились. Со временем их семья пополнилась еще двумя Карауловыми: дочерью и сыном.

- Согласно традициям, я должен был жениться только на девушке своей национальности. Так учил меня отец, а его — мой дед. Мой выбор родители вначале не одобряли, но, видя мои серьезные намерения, сказали: «Думай сам!» И я женился, — рассказывает о своем межнациональном браке Вячеслав (русское имя Хаблика). – За время нашего брака Марина научилась готовить национальные блюда, а баурсаки у нее получаются не хуже, чем у любой казашки. У нас нет разногласий ни в вопросах ведения быта, ни в соблюдении традиций и обычаев наших народов. Жена уважительно относится к моей родне, участвует во всех казахских празднованиях. Я же во время православной Пасхи никогда не держу ворота на запоре. Дети не обращают внимания на то, кто живет в этом доме: русский или казах. Считаю, что это очень хорошо для всех нас.

Наверное, поэтому, когда младшая сестренка Айман решила связать свою судьбу с русским парнем из Муромцевского района, старший брат выполнил свой долг и поговорил с ней, но в душе, как признался Хаблик, сразу был на ее стороне.

Хаблик Караулов всерьез занимается традиционным ремеслом казахов — животноводством. Постепенно его небольшое подворье превращается в большое хозяйство. Собственное дело приносит доход и уверенность в стабильности завтрашнего дня. Конечно, не все было гладко, он пережил немало трудностей, а впереди еще много работы: необходимо поставить на ноги детей, выдать замуж дочь Патику, женить сына Камзу. А еще заботиться о родителях. По казахским традициям, отец с матерью в старости должны жить с младшим сыном, а кроме Хаблика, в семье родились и выросли три сестры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

149